«Ветеранов вооруженного конфликта в Таджикистане рано списывать со счетов», – считает исполнительный директор Регионального Общественного Фонда «ЕДИНСТВО» Виктор КРЮКОВ.
Об этой общественной организации стало известно лишь недавно. Возможно, одним из информационных поводов для этого послужили обсуждение и принятие в первом чтении в Государственной Думе РФ поправок к Закону « О ветеранах», распространяющих статус «участник боевых действий» на российских военнослужащих, проходивших службу в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.
О предпосылках создания Фонда, о составе его участников и о стоящих перед Фондом задачах мы попросили рассказать исполнительного директора РОФ «ЕДИНСТВО» , ветерана 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии (в прошлом – ее начальника штаба) полковника Виктора Николаевича КРЮКОВА.
– Виктор Николаевич, несколько недель назад в интернете появилась информация о создании Фонда «ЕДИНСТВО». Можно ли с уверенностью говорить, что инициатива исходила от самих ветеранов вооруженного конфликта в Таджикистане, а не является, к примеру, «пиар» – акцией какой-либо политической партии накануне выборов нового состава парламента и Президента?
– Начнем с того, что Региональный общественный Фонд помощи ветеранам вооруженного конфликта в Республике Таджикистан «ЕДИНСТВО» был создан в 2007 году по инициативе военнослужащих – непосредственных участников тех событий. Фонд ни тогда, ни сегодня не ставил и не ставит перед собой политические цели. Это общественная организация, представляющая интересы определенной социальной группы – ветеранов Вооруженных Сил России. Как известно, Армия – это один из важнейших инструментов государства, и, по одному этому своему призванию, она – вне политики. В мышлении военного человека оправдано объединение лишь во имя общих, государственных идей. Хотя каждый из ветеранов, разумеется, может иметь и свои частные политические предпочтения, взгляды, может быть членом той или иной политической партии. Но Фонд создан для решения не политических, а общественно значимых насущных задач. Вы знаете, что существуют отдельные ветеранские организации, объединяющие участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов. С 2007 года такая организация существует и у ветеранов вооруженного конфликта в Таджикистане.
– Как вообще родилась идея создания Фонда и чем вызвана необходимость его существования?
– Уже более десяти лет ветераны 201-й дивизии ежегодно встречаются вместе, вспоминают совместную службу, делятся друг с другом сегодняшними своими успехами и проблемами. В Москве такие встречи традиционно проводятся в День Победы – 9 мая. Сначала мы собирались на Васильевском спуске, затем местом встречи стал столичный Парк имени Горького. Подобные встречи проводятся и в других городах России и мира, где живут наши ветераны. Кроме того, ветераны дивизии встречаются также и в другие даты, и по другим поводам.
Все, кто побывал хотя бы на одной из таких встреч, смогут подтвердить, что царящая на них атмосфера в прямом смысле соответствует понятию «боевое братство». Люди действительно объединены общей памятью, общим стремлением поддерживать друг с другом связи, вместе решать общие и, зачастую, одинаковые или схожие проблемы.
С самых первых встреч многие участники высказывали предложения о создании нашего собственного общественного объединения, которое могло бы стать связующим и организационным звеном между ветеранами, органом, действующим на постоянной основе. И вот на одной из таких встреч в Москве 9 мая 2007 года по предложению военнослужащих 149-го Гвардейского мотострелкового полка 201-й дивизии было принято решение о создании Фонда. Инициативную группу возглавил хорошо всем известный и уважаемый ветеранами человек , в прошлом командир дивизии, генерал-майор НАБЗДОРОВ Святослав Адамович – нынешний Президент Фонда. В том же году была произведена государственная регистрация и, можно сказать, что Фонд «ЕДИНСТВО» начал свою работу. За время своего существования Фонд провел несколько благотворительных акций, его представители активно участвовали в обсуждении на различных уровнях проблем современных Вооруженных Сил России, проблем ветеранов, готовили и высказывали свои предложения по их решению.
– Тем не менее, более широкому кругу граждан страны о существовании Вашего Фонда стало известно только совсем недавно…
– Необходимо пояснить, что все возложенные на руководство и сотрудников Фонда задачи они выполняли и выполняют до сих пор добровольно, практически на личном энтузиазме. Как и все ветераны дивизии, они вынуждены большее время жизни уделять основной работе, благодаря которой обеспечивают материально свои семьи. Работе в Фонде посвящались свободные часы и выходные дни. Потому и деятельность Фонда не была столь насыщенной и заметной, как этого хотелось бы, соответственно и информация о Фонде была минимальной и периодической.
В этом году на очередной встрече ветераны дивизии приняли решение активизировать работу Фонда. Для этого были приняты некоторые организационные меры. В частности, мне предложили заняться практическим воплощением пожеланий ветеранов на посту исполнительного директора Фонда.
– Какие же первоочередные задачи Вы поставили перед собой, какие вообще, задачи стоят перед Фондом?
– Основные задачи, которые призван решать Фонд, оговаривались участниками встреч ветеранов, далее дорабатывались и уточнялись сначала инициативной группой, затем Правлением Фонда. Они нашли свое отражение в Уставе нашей организации, где говорится, что «целью Фонда является оказание всесторонней и действенной помощи ветеранам вооруженного конфликта в Республике Таджикистан и членам их семей». Спектр этих задач очень широк. Для примера, остановлюсь лишь на одной из них.
Это – правовая защита участников вооруженного конфликта в Республике Таджикистан. Несмотря на различные нормативные законодательные акты, закрепляющие за военнослужащими определенные права и льготы, многие из них сталкивались и сталкиваются на местах с «разночтением» законов чиновниками, а зачастую, с противозаконными действиями, или же просто с бездушием или хамством представителей органов власти. «Не мы вас туда посылали», – этот ответ чинуш, который раньше звучал в адрес ветеранов Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, распространяется сегодня и на ветеранов чеченских событий, и на военнослужащих, проходивших службу в Таджикистане.
Мы с большим удовлетворением восприняли известие о том, что Государственной Думой России принят в первом чтении проект поправок к Закону «О ветеранах», согласно которым ветеранам вооруженного конфликта в Республике Таджикистан будет присвоен статус «участников боевых действий». Надеемся, что Закон этот будет окончательно принят и, хотя бы, отчасти улучшит социальное положение ветеранов.
Но правовая незащищенность ветеранов касается не только льгот. Как и все граждане страны, они периодически сталкиваются с проблемами по реализации своих трудовых, жилищных прав, прав по осуществлению предпринимательской деятельности и так далее.
Фонд намерен в ближайшее время приступить к оказанию правовой помощи своим участникам. Начнем с бесплатной профессиональной юридической консультации. Далее, по мере развития Фонда, возможно, будем применять и иные методы правовой защиты.
В настоящее время Правление и участники Фонда разрабатывают предложения и программы по другим видам деятельности организации. Скажу сразу: распыляться мы не будем, сосредоточимся на наиболее важных и отвечающих возможностям Фонда направлениях.
Одним из первоочередных сегодня является организационный вопрос. Необходимо уточнить состав участников Фонда, собрать необходимые для контактов и взаимодействия сведения о них. И здесь встает еще один немаловажный вопрос – информирование участников Фонда и других граждан о его деятельности. Благо, что технически это сделать сегодня намного легче, чем лет десять назад, так как на выручку пришел интернет и связанные с ним технологии. Нами уже создан сайт организации (http://fondedinstvo.ru/ ), начали работу интернет-версия дивизионной газеты «Солдат России»( http://soldatrossii.jimdo.com/ ) и одноименный форум этой газеты(http://soldatrossii.moskvaforum.net/ ). Поэтому мы рассчитываем на активную поддержку наших участников и всех сочувствующих деятельности Фонда граждан в работе этих информационных ресурсов.
Очень необходима сегодня деятельность по созданию собственного исторического архива, касающегося участия российских военнослужащих в вооруженном конфликте в Республике Таджикистан. Мы должны сами сохранить свою историю, если не хотим, чтобы за нас ее потом «написали» какие-нибудь горе-историки, которые, вполне возможно, захотят, например, представить благородную миссию российских воинов в качестве «колониального присутствия» и тому подобного. Для этого на сайте Фонда, на сайте газеты «Солдат России» мы открыли постоянные рубрики «Воспоминания», на сайты можно также высылать имеющиеся фото- и видеоматериалы, рассказывающие о том или ином событии.
Существенный и, пожалуй, один из главных вопросов – это финансирование мероприятий Фонда. Для успешного решения поставленных перед Фондом задач необходима собственная материальная база. Устав Фонда предполагает различные источники финансирования: это и частные пожертвования физических и юридических лиц, это и доходы от собственной предпринимательской деятельности. Решением этих вопросов занято сегодня Правление фонда.
– Инициаторами создания Фонда «ЕДИНСТВО» выступили ветераны 201-й мотострелковой дивизии. Тем не менее, в названии Фонда нет ее наименования…
– С самого начала мы сознательно решили не ограничиваться объединением только лишь военнослужащих нашего соединения. Плечом к плечу вместе с военнослужащими 201-й дивизии служили военнослужащие Группы Погранвойск России в Таджикистане, впоследствии Пограничной Группы Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации в Республике Таджикистан. К выполнению задач по установлению мира в этом вооруженном конфликте привлекались военнослужащие других силовых ведомств России. Несмотря на свою ведомственную принадлежность, все мы выполняли, в итоге, одну общую государственную задачу. Было бы несправедливо и неумно делить сегодня ветеранов тех событий. Поэтому само название нашего Фонда является как бы приглашением к сотрудничеству всем ветеранам вооруженного конфликта.
– Но ведь многие знают, что именно в те годы существовала межведомственная разобщенность между Федеральной Пограничной Службой и Министерством обороны России. Не скажется ли она на привлечении в ряды участников Фонда ветеранов из других ведомств?
– Между кем существовала, как Вы выразились, «разобщенность»?
25 героев-пограничников и экипаж БМП из 149-го полка 201-й дивизии, погибшие в 1993 году на 12-й заставе. Между ними разобщенности не было.
Вблизи каждой заставы, несли службу по усилению границы различные подразделения 201-й дивизии. И никакой разобщенности между пограничниками и ими не было.
Еще раз скажу: ведомственная принадлежность – не повод, чтобы делить ветеранов вооруженного конфликта в Таджикистане на «своих» и «не своих». Это принципиальная позиция нашего Фонда.
– Виктор Николаевич, в обществе существует, хоть и не широко распространенное, мнение, что неоправданно причислять военнослужащих 201-й дивизии к «участникам боевых действий», так как основные ее части находились вдали от границы и прямого участия в боях не принимали. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Все военнослужащие 201-й мотострелковой дивизии находились в готовности к боевым действиям, все рисковали оказаться погибшими. Да и география вооруженного конфликта далеко не ограничивалась границей. Колонны гуманитарной помощи, сопровождаемые подразделениями дивизии, проходили через районы активного вооруженного противостояния. Нельзя не напомнить и о многочисленных терактах, совершенных против российских военнослужащих в, казалось бы, «мирной» столице – в Душанбе. Государство справедливо оценило этот каждодневный риск, засчитывая в выслугу лет солдат и офицеров дивизии один месяц за три месяца военной службы.
Да, благодаря высокой выучке личного состава, благодаря грамотно разработанным и проводимым операциям, дивизия практически не имела потерь в ходе боевых действий.
Но разве правильно измерять степень участия в боевых действиях количеством убитых и раненых? На мой взгляд, правильнее было бы судить по степени риска при выполнении боевых задач, по тому значению, которое имело это выполнение боевых задач для государства.
– Начиная с 90-х годов, в стране стихийно создавались самые различные фонды под всевозможными названиями. Практически все они декларировали благородные цели. Но на поверку выходило, что многие из них крепко присасывались к государственной кормушке, либо руководители этих фондов использовали получаемые от государства льготы в корыстных целях. Возможно, что такое же мнение может возникнуть и о Фонде «ЕДИНСТВО»…
– Не думаю, что такое возможно. Те фонды, о которых Вы упомянули, скорее всего, и создавались в тесных и закрытых междусобойчиках их организаторов, а затем коррупционными путями получали и регистрацию, и различные дотации и льготы от государства.
Возможно ли такое в Фонде, участниками которого является довольно большая группа боевых товарищей, членов их семей?!
Кроме того, Уставом Фонда четко предусмотрены отчетность Правления Фонда перед высшим органом – собранием участников – о получении и расходовании средств Фонда. Мы также подконтрольны государственным органам, осуществляющим надзор за финансовой и коммерческой деятельностью общественных организаций.
Будет ли Фонд «присасываться», как Вы сказали, к государственной кормушке?
Ветераны вооруженного конфликта в Таджикистане – это, в большинстве своем, люди активного трудового возраста. Мало кто из них, уволившись со службы, довольствовался лишь получаемой от государства пенсией. Практически все стали работать, некоторые открыли собственное дело, стали успешными предпринимателями. Не представляю этих людей «попрошайками».
Более того, нами принято решение о внесении изменения в название Фонда: предложено назвать его Фондом ветеранов, а не Фондом помощи ветеранам. Я думаю, что ветеранов вооруженного конфликта в Таджикистане рано списывать со счетов. Мы еще послужим России! Да, ветеранам необходима помощь: кому-то в получении благоустроенного жилья, кому-то в медицинском лечении или реабилитации, кому-то в получении новой профессии и трудоустройстве. Но это не значит, что к ним можно относиться, как к очередным «нахлебникам» государства. В целом, это самодостаточные люди, способные еще принести большую пользу обществу. В багаже каждого из них богатый жизненный опыт, знания и умение находить выход в самых сложных ситуациях. И главное – это люди Чести и Долга, доказавшие своей жизнью преданность Отечеству, своему народу! Проходят годы и, к сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. Именно ветераны локальных конфликтов достойны и смогут перенять у старших товарищей эстафету воспитания молодых поколений.
– Виктор Николаевич, недавно сообщалось о проведенной Фондом «ЕДИНСТВО» благотворительной акции в одном из московских Домов ребенка. Почему первым адресатом помощи Фонда стали именно дети, оставшиеся без попечения родителей?
– Выбор адресата помощи не был спонтанным. На протяжении многих лет пребывания в Республике Таджикистан российские воины-миротворцы постоянно оказывали гуманитарную помощь детям этой страны. Шефские связи скрепляли отдельные воинские части с детскими лечебными и воспитательными учреждениями. В самые тяжелые годы гражданской войны, усугубленной к тому же экономическим кризисом, военнослужащие 201 –й мотострелковой дивизии неоднократно добровольно снимались на три дня с продовольственного довольствия, формируя таким образом продуктовые посылки детям. Колонны с такой помощью вместе с необходимой одеждой, обувью, одеялами, предметами личной гигиены доставлялись силами и средствами дивизии в труднодоступные районы Таджикистана для воспитанников местных интернатов, Домов ребенка, для пациентов детских больниц.
Двое военнослужащих нашей дивизии – подполковник Владимир Иванович Бачин и бывший солдат-разведчик казак Олег Мотуз вскоре, после участия в одной из таких акций, погибли от рук террористов в городе Душанбе. Вместе с Олегом были жестоко и подло убиты его мама и невеста….
Поэтому, когда возникла возможность оказания материальной помощи, мы, не сомневаясь, решили передать ее детям, в ближайший к офису Фонда Дом ребенка – в память о наших погибших товарищах, ради будущего нашей страны. Уверен, что подобные благотворительные акции будут проводиться и впредь, как продолжение добрых традиций ветеранов вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.
-Благодарю вас за беседу и желаю всяческих успехов Фонду «ЕДИНСТВО»!
Записал Николай ШРАМКО.