ГЕРОЙ, СТАВШИЙ ВЫШЕ СМУТЫ

Тридцать лет назад, 9 апреля 1993 года большинство россиян были заняты будничными хлопотами: кто-то с утра до вечера трудился, чтобы прокормить семью в условиях «шоковой» экономики, кто-то «не щадил себя» в очередных политических баталиях и митингах.

В этот же день за тысячи километров от границ России, в воюющем Таджикистане, в свой последний бой вступил российский офицер  – гвардии лейтенант Оловаренко  Валерий Леонидович. Страна наша обрела первого в своих Сухопутных войсках Героя Российской Федерации.

ГЕРОЙ, СТАВШИЙ ВЫШЕ СМУТЫ

ИЗ УЧИЛИЩА – НА ВОЙНУ

Окончив в 1991 году Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище, молодой лейтенант в мае 1992 года был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Куляб Республики Таджикистан. Здесь был расквартирован 149-й гвардейский  Ченстоховский Краснознамённый ордена Красной Звезды мотострелковый  полк  201-й Гатчинской дважды Краснознамённой мотострелковой дивизии.

Военнослужащие этого полка, как и всей 201-й дивизии, находились здесь «по наследству» от бывшего СССР. Их юридический статус принадлежности к России еще только  обсуждался и был шатким.

В те годы ждать помощи было уже неоткуда: в самой России бывшие советские воины столкнулись с неопределенностью, неуверенностью в завтрашнем дне, а перед их семьями напрямую стоял вопрос элементарного выживания в экономическом хаосе.

А в самом Таджикистане набирало обороты вооруженное гражданское противостояние.

В этих тяжелейших условиях российские войска обеспечивали охрану и оборону таджикско-афганской границы, стратегических и государственных объектов, защищали мирное население от произвола боевиков.

Более двух месяцев в 1992 году подразделения Кулябского полка, в том числе и танковый взвод под командованием  гвардии лейтенанта Валерия Оловаренко, обороняли от вооруженных бандитов крупнейшую Нурекскую ГЭС,  а затем взяли под охрану и Тавильдаринский золотой рудник. На этих предприятиях в те годы работало еще немало русских специалистов, ставших вместе со своими семьями заложниками кровавых боевых действий.

Только в  ноябре 1992 года, приняв очередной бой, танковый взвод Валерия Оловаренко уничтожил свыше 50 головорезов.

В прямом смысле воюющей была и таджикско-афганская граница. Моджахеды не прекращали попытки прорыва государственной границы, нападений и захвата российских погранзастав. В помощь российским пограничникам были приданы мотострелковые подразделения 201-й дивизии.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ  ВАЛЕРИЯ ОЛОВАРЕНКО

В ночь с 8 на 9 апреля 1993 года более 100 боевиков осуществили переправу и предприняли попытку окружения и уничтожения пограничной заставы “Йохче-Пун»”.

Вот как выглядят подробности завязавшегося  боя  по воспоминаниям его участников:

«В составе  бронегруппы лейтенант Оловаренко выдвинулся на помощь пограничникам и вступил в неравный бой. Метким огнем и маневром танкисты сорвали атаку боевиков. Но не было возможности пробиться вдоль Пянджа непосредственно к заставе из-за минного поля предварительно установленного “духами”. За командира головного танка сел комбат, за наводчика – замполит, а вместо механика-водителя лейтенант Оловаренко…

Закрыли люки по боевому и двинулись вперёд. Т-72 на входе в ущелье в сторону 15-й погранзаставы подорвался на управляемом фугасе. От мощного взрыва под катком многотонную тушу танка развернуло на вторую мину. И взрыв прогремел под днищем…

От взрыва донная броня вогнулась почти на полметра, прямо под механиком-водителем. Башенные люки открылись не скоро – лишь тогда, когда контуженные комбат со своим заместителем смогли осознать, что с ними произошло. Выбрались наверх, скатились под прикрытие катков, ожидая обстрела.

Но обстрела не было. Была тишина, которую они, размазывая кровь из ушей, уже не слышали. Офицеры сидели на обочине, видя, как в тумане, бегущих к ним контрактников мотострелкового батальона. И только сейчас осознали, что их должно было быть больше. На одного. На лейтенанта Валеру Оловаренко.

«Духи» рассчитали правильно: фугас, расположенный под днищем танка, должен был заставить сдетонировать боекомплект. И тогда от бронированного слона остался бы закопченный корпус и отброшенная на тридцать метров башня. Экипаж же в полном составе превратился бы в пыль. Но лейтенант сумел остановить подорванный танк на полметра раньше. И принял фугас, направленный под башню с БК, на нос танка, на себя…

Офицеры так и не смогли его достать через люк механика-водителя, который намертво заклинило взрывом. Разобрав боеукладку, танкисты вытащили тело лейтенанта через башню. Вернее, его верхнюю часть. Нижняя, размолотая в кашу, так и осталась в танке…

Т-72, с уже снятыми кубиками активной брони стоял, опустив долу длинный ствол пушки. Траков на нем не было – только один кусок гусеницы, словно последний след танка на этой земле, тянулся за кормой. Люки на башне, как уши слона, были нелепо откинуты…»

Указом Президента Российской Федерации N 983 от 3 июля 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга  гвардии лейтенанту Оловаренко Валерию Леонидовичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Он стал первым Героем Российской Федерации в Сухопутных войсках.

Так уж случилось, что останки Валерия обрели  вечный покой  в двух могилах. Их уцелевшую часть отправили на родину в г. Черкассы, где на могиле Героя России впоследствии был установлен памятник.  Второй памятник стоит неподалеку от места его последнего боя в Таджикистане.

ВСТРЕЧА ПАМЯТИ

– На самом деле, Валера не должен был находиться в этом танке, – вспоминает Николай Юрьевич Данцевич, бывший в то время начальником штаба 149-го полка. – Как раз накануне у него родились две дочки, и он оформил отпуск для поездки домой, к семье.  Но в тот роковой для себя день он, уже имевший опыт боевых действий,  принял решение лично управлять танком.

С тех пор ветераны полка ежегодно встречаются в этот день, чтобы вместе почтить его память.

– Этой традиции уже тридцать лет, – говорит Николай Юрьевич. – Встречаемся, вспоминаем в этот день  Валеру, вспоминаем всех наших однополчан, которых уже нет с нами.

Вот и сегодня в своем подмосковном доме Николай Юрьевич встречал гостей – боевых друзей, ветеранов-однополчан.

Песня “Черный апрель” – памяти Героя России Валерия Оловаренко.
Автор и исполнитель Николай Данцевич.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
"Солдат России"