Полковник Виктор Крюков: «Пограничники стоят насмерть на первом рубеже не по приказу, а по велению души!»

Накануне Дня пограничника, ОХРАНА.ru предложила полковнику, бывшему начальнику штаба легендарной 201-й мотострелковой дивизии, многие годы охранявшей границы в Средней Азии, Виктору Крюкову сравнить две эпохи – тогда и сейчас. А также попытаться сформулировать, кто же он – настоящий пограничник?

Полковник Виктор Крюков: «Пограничники стоят насмерть на первом рубеже не по приказу, а по велению души!»

Виктор Николаевич, расскажите читателям о легендарной 201-й дивизии, которая многие года защищала границу в Афганистане и Таджикистане и в которой вы несли службу?

201-я Гатчинская мотострелковая дивизия была сформирована в 1943 году на Ленинградском фронте, и 1 июня первый командир дивизии доложил командующему фронтом об окончании ее формирования, поэтому буквально через несколько дней ей исполнится 73 года. Великую Отечественную войну дивизия завершила с 4 героями Советского Союза в составе и Орденом Красной звезды. После войны 201-я была передислоцирована в Таджикистан, в Душанбе. С началом афганской кампании была введена в Афганистан и в течение 10 лет выполняла все поставленные задачи, в итоге три бойца стали Героями Советского Союза, а дивизия получила еще один Орден Красной звезды.

Что было в 90-е годы на таджикской границе, когда дивизия потеряла очень много бойцов?

Действительно, после Афганистана, недолго довелось дивизии прибывать в мирном состоянии, в 1992 году началась гражданская война в Таджикистане. Военнослужащим была поставлена задача сохранить государственные военные объекты в неприкосновенности, оказать поддержку на границе таджикским солдатам, потому что были попытки ее прорыва достаточно большими бандформированиями. Это шла так называемая объединенная таджикская оппозиция при поддержке движения “Талибан” и тех сил, которые сейчас позиционируются как “ИГ” (экстремистская организация, запрещена в России). Дело в том, что уже тогда “игиловский сценарий”, который сейчас воплощен в Сирии, пытались осуществить на территории Таджикистана. И именно 201-я дивизия, встав там грудью, предотвратила развитие подобных событий. Только в террористических актах мы потеряли более 200 бойцов. Мы должны были способствовать прекращению гражданской войны, повлиять на противоборствующие группировки, чтобы в регионе воцарился мир, с этой задачей мы справились. За эту операцию дивизия была удостоена высокой награды –  Ордена Жукова.

А ведь, как утверждают специалисты по этому региону, у нас сейчас практически открытые границы с Таджикистаном, нет той заградительной мощи, какая была во времена СССР и вплоть до конца 90-х. Является ли это, на ваш взгляд, проблемой и как ее решать?

Долгое время наша группа войск в республике Таджикистан прикрывала все направление вдоль границы с Афганистаном – от стыка границ с Узбекистаном и до Памира и  дальше на север. Но пришло время, когда границу передали под контроль национальных пограничных войск. Они также стоят на рубежах, также выполняют боевые задачи, но, конечно, той силы и мощи советских пограничников у них нет. Почему? Просто когда вновь формируются какие-то подразделения, им приходится решать вопросы, в которых ранее они были некомпетентны. Поэтому таджикские погранвойска пытаются выполнять возложенные на них задачи, но имеют некоторые проблемы в кадровом составе и в техническом оснащении. Ну, а как решать этот вопрос? Только на  взаимопонимании между нашими странами, что задачи и цели у нас общие – безопасность границы и региона.

Пограничные войска в свое время были выведены из состава КГБ, и существовали самостоятельно, 15 лет назад они вновь были подчинены ФСБ. Принадлежность непосредственно к госбезопасности накладывает какой-то отпечаток на саму службу пограничников?

Ну, вообще, охрана границ – это и есть государственная безопасность. От этого никуда не уйдешь. Другое дело, что некоторые руководители ФСБ это не сразу осознали. Внутреннюю и внешнюю безопасность должен  координировать единый орган, поэтому сейчас совершенно правильное подчинение пограничников – ФСБ. Что касается личного состава, то у нас сейчас вообще избрано такое направление, что в армии должны служить профессионалы. А уж охрану границы невозможно доверить человеку неподготовленному, одного года службы мало, чтобы обучить новобранца выполнять боевые задачи пограничника.

В представлении обывателя пограничник – это такой солдат с автоматом и овчаркой. Но ведь на самом деле все гораздо сложней?

Совершенно верно. Там очень много направлений: это и разведка, и приграничная дипломатия, и проверка грузов и гражданских пассажиров, и охрана водных объектов. Солдат с собакой у пограничного столба стал символом пограничной службы, а на самом деле это сложная, кропотливая работа, связанная с психологическими моментами, и техническим воздействием на соседей. Здесь очень многое переплетено.

Пограничные войска – это передовые отряды российской армии, они первыми встанут на пути тех, кто попытается вторгнуться на нашу территорию. Какими качествами должен обладать человек, чтобы служить на границе?

Первое и главное – любовь к Родине. Это главный критерий, по которому всегда отбирались люди для службы в пограничных войсках. Они могли не быть очень сильными, могли не обладать какими-то особыми качествами или талантами, но обязательно они должны были быть преданы своей Отчизне. От них зависит безопасность всей страны. Согласно уставу, любой пограничник имеет право перейти на вторую линию обороны или в состав армейских подразделений, которые отходят для отражения нападения, но, как правило, пограничники стоят насмерть на первом рубеже не по приказу, а по велению души!

Оцените статью
Поделиться с друзьями
"Солдат России"